Самые комментируемые за месяц

«Родила царица в ночь не то»

6 октября 2016, 9:52

Иногда я слушаю радио. Радио постоянно работает у мамы на кухне, а я время от времени что-нибудь на кухне делаю. Вчера я чистил и разделывал там кабачок. А в радио обсуждали предложение министра образования Ольги Васильевой. Министр образования Ольга Васильева пообещала вернуть в школу астрономию за счет второго иностранного языка. Она сказала: «Где взять один час на этот предмет? Отвечу. У нас есть 250 часов на второй иностранный язык. Второй язык, если это не языковая школа, во многом профанация. Дай бог, чтобы у нас был один иностранный хорошо преподавали. Так что я смело два часа заберу — один в 10-м классе, другой час — в 11-м. Второй язык и третий можно и нужно изучать факультативно, но на таком уровне, чтобы и он был бы рабочим по окончании школы». И вот в радио спорили о том, правильно ли это и что ценнее — второй иностранный или астрономия. А я чистил кабачок и думал о том, что по сути это вопрос о том, нужно ли заменять не то на не то и что ценнее — не то или не то.

При обсуждении изменений школьной программы почти всегда упускается одно соображение, которое мне кажется тривиальным до неприличия: нынешние школьники закончат школу не сегодня, а через несколько лет. Первоклассники — через десять. Через десять лет мир будет совершенно другим, и школа должна готовить к жизни в том совершенно другом мире, а не в сегодняшнем (и тем более не в позавчерашнем). Нет смысла давать какой-то фиксированный свод знаний — информация быстро устаревает и становится мусором. Ценной является целостная картина мира, миропонимание. Ценным является мышление (и прежде всего критическое мышление) и умение работать с информацией.

Помните вавилонскую рыбку в «Автостопом по Галактике»? В Skype уже год есть Skype Translator, который переводит на лету с полусотни языков письменно и с 7 языков на слух. Ценность владения иностранным языком для коммуникации, пока что еще высокая, бодро устремилась к нулю. Пора думать о том, чтобы на месте владения иностранным языком (которого школа все равно не давала и не дает) преподавать что-то другое, что встроилось бы в целостную картину мира и помогло ее формированию. Я не знаю, что именно. Что-то, что позволит понять, как устроены языки в принципе, что-то, что поможет познакомиться с их разнообразием. Например, как ни парадоксально, это может быть латынь, которая облегчит освоение научной терминологии. Это может быть эсперанто или токипона. Это может быть курс конструирования языков — что-то содержательно напоминающее материалы книги «Конструирование языков» (готовится к изданию в серии «Постнауки», https://postnauka.ru/library/). В конце концов, если подходить к делу не так радикально, это может быть даже курс того же английского или испанского, но построенный с акцентом не на коммуникацию, а на изучение культуры.

Вернуть в школу астрономию в том виде, как ее преподавали 30 лет назад, тоже особого смысла нет. Приятно, конечно, было когда-то повпечатлять девушку знанием о том, где находится Кассиопея, но нынешняя девушка это быстрее нагуглит, чем вы ей расскажете. С точки зрения формирования целостной картины мира более ценным, мне кажется, был бы предмет а-ля «Астрофизика и космология» — не про карту звездного неба как таковую, а про происхождение и устройство Вселенной. Опять же, это не значит, что про карту звездного неба не надо рассказывать вовсе, — но акценты надо расставлять иначе. Рассказать про черные дыры и нейтронные звезды, про происхождение химических элементов, про фильмы «Гравитация» и «Марсианин», про поиски внеземного разума (благодатная тема в том числе для тренировки критического мышления).

То же самое касается и прочих предметов. Просто эти два сейчас попали в фокус внимания.

Мыльная опера

12 февраля 2008, 20:39
Утверждается, что приведенная переписка имела место между администрацией некоего лондонского отеля и одним из клиентов и впоследствии была опубликована в London Sunday Times. Источник — почта.



Дорогая горничная,

Я прошу Вас больше не снабжать меня гостиничным мылом, так как я привез свой собственный семейный Palmolive. Не могли бы вы убрать шесть кусочков мыла с этажерки и три кусочка из мыльницы? Они загромождают пространство.

Спасибо.
С. Берман



Дорогая комната 635,

Я не являюсь Вашей постоянной горничной. Она появится только завтра в четверг после выходного. Я забрала 3 кусочка мыла из мыльницы, как Вы и просили. Я также забрала 6 кусочков с этажерки, чтобы они Вам там не мешали, и положила их на коробку с носовыми платками (на тот случай, если Вы вдруг измените свое мнение). Таким образом, остается только три кусочка мыла, которые я принесла сегодня, так как я обязана следовать инструкциям отеля и приносить по три кусочка мыла в день в номер. Я надеюсь, что Вас это устроит.
Кэти, замещающая горничная



Дорогая горничная,

Я надеюсь, что Вы моя постоянная горничная. Очевидно, Кэти Вам ничего не сказала по поводу моей записки про мыло. Вернувшись вчера вечером, я увидел, что вы положили три маленьких кусочка Camay на мою этажерку. Я проведу в этом отеле 2 недели, и поэтому привез с собой свой собственный семейный Palmolive. Поэтому я не нуждаюсь в 6 кусочках Camay, находящихся на этажерке. Это мыло загромождает все пространство, когда я бреюсь или чищу зубы. Не могли бы Вы забрать это мыло?
С. Берман



Дорогой Мистер Берман,

В среду у меня был выходной, поэтому замещающая меня горничная положила 3 куска мыла, следуя отданным ей инструкциям. Я положила мешающие Вам 6 кусочков мыла в мыльницу, где лежал ваш Palmolive. Ваш Palmolive я перенесла в аптечный ящик. Я не забрала 3 кусочка мыла, которые мы кладем в аптечный ящик при каждом появлении нового клиента, и о которых Вы ничего нам
не сказали, когда приехали в прошлый понедельник.

К Вашим услугам,
Ваша постоянная горничная, Дотти



Дорогой Мистер Берман,

Заместитель директора, мистер Кенседдер, сказал мне сегодня утром, что вы звонили вчера вечером и жаловались на Вашу горничную. Я извиняюсь перед Вами и сообщаю, что я предоставила в Ваше распоряжение новую горничную. Если у Вас возникнут новые жалобы, свяжитесь со мной напрямую, чтобы я лично смогла разрешать все Ваши проблемы. Звоните по номеру 1108 с 8 утра до 5 вечера.

Спасибо.
Элан Кармен, гувернантка



Дорогая Мадам Кармен,

Я не могу Вам позвонить, так как я покидаю отель в 7.45 утра, чтобы попасть на работу, и возвращаюсь не раньше 17.30 или 18.00. Именно поэтому я звонил мистеру Кенседдеру вчера вечером. Все, что я просил, — это чтобы он сделал что-нибудь по поводу этого мыла. Новая горничная, наверное, подумала, что я только что приехал, так как она оставила 3 новых кусочка мыла в моем аптечном ящике, помимо обычной порции из 3 кусочков на этажерке. За пять дней у меня накопилось 24 кусочка мыла. Почему я должен все это терпеть?
С. Берман



Дорогой мистер Берман,

Ваша горничная, Кэти, получила приказ больше не приносить Вам мыло, а также забрать лишнее. Остаюсь к Вашим услугам (телефон 1108 между 8 утра и 5 вечера).

Спасибо.
Элан Кармен, гувернантка



Дорогой мистер Кенседдер,

Мой семейный Palmolive исчез. Все мыло забрали, включая мое собственное. Я вернулся вчера вечером очень поздно, и вынужден был позвать служащего, чтобы он принес мне 4 кусочка Dove.
С. Берман



Дорогой мистер Берман,

Я проинформировал гувернантку, Элан Кармен, по поводу Вашей проблемы с мылом. Я не понимаю, почему в Вашем номере не оказалось мыла, хотя наши горничные имеют распоряжение приносить 3 кусочка мыла каждый день во время уборки. Ваша проблема будет немедленно разрешена. Прошу принять мои извинения.
Мартин Л. Кенседдер, заместитель директора



Дорогая мадам Кармен,

Кто положил 54 чертовых кусочка мыла в мой номер?! Я обнаружил 54 кусочка мыла, вернувшись вчера вечером. Я не хочу 54 куска Camay, я хочу мой чертов Palmolive! Вы себе представляете, что у меня сейчас находится 54 кусочка мыла?! Все что я хочу, это мое собственное мыло! Верните мне мое мыло!
С. Берман



Дорогой мистер Берман,

Вы жалуетесь на излишки мыла — я их забрала. После этого Вы жалуетесь мистеру Кеседдеру на то, что все Ваше мыло исчезло, хотя я сама лично положила его в Ваш номер: 24 кусочка Camay, которые были убраны, а также 3 кусочка, которые вы должны получать ежедневно. Ваша горничная, Кэти, не знала, что я все вернула на место, и сама принесла еще 24 Camay, а также 3 ежедневных куска. Я не знаю, откуда Вы взяли, что в отелях предоставляют семейный Palmolive. Мне удалось найти кусок семейного Monsavon, который я оставила в Вашем номере.
Элан Кармен, гувернантка



Дорогая мадам Кармен,

Всего лишь маленькая записка, чтобы Вы были в курсе последней инвентаризации моего мыльного склада. На сегодняшний день я обладаю:
  • на полочке аптечного ящика: 18 Сamay в четырех стопках по 4 штуки и одна стопка из двух кусочков;
  • на коробке с носовыми платками: 11 Camay в двух стопках по четыре штуки и одна стопка из трех кусков;
  • на тумбочке в комнате: одна стопка из 3 Dove, стопка из 4 Monsavon, а также 8 Camay в двух стопках по 4 штуки;
  • в аптечном ящике: 14 Camay в трех стопках по 4 и одна стопка из двух кусков;
  • в мыльнице: 6 Camay, очень мокрых;
  • в северо-восточном углу раковины: 1 Dove, наполовину использованный;
  • в северо-западном — 6 Camay в двух стопках по три куска.
Не могли бы Вы попросить Кэти убедиться в том, что кучки тщательно сформированы и хорошо вытерты от пыли? Дайте ей также знать, что кучки, содержащие больше, чем 4 куска, имеют тенденцию разваливаться. А еще — могу ли я посоветовать, что, поскольку мой подоконник пока еще не использован, он может представлять собой отличный склад для будущих поступлений? И вот еще что: я купил еще один семейный Palmolive, который я храню в сейфе отеля во избежание всяческих недоразумений.
С. Берман