«Родила царица в ночь не то»

6 октября 2016, 9:52

Иногда я слушаю радио. Радио постоянно работает у мамы на кухне, а я время от времени что-нибудь на кухне делаю. Вчера я чистил и разделывал там кабачок. А в радио обсуждали предложение министра образования Ольги Васильевой. Министр образования Ольга Васильева пообещала вернуть в школу астрономию за счет второго иностранного языка. Она сказала: «Где взять один час на этот предмет? Отвечу. У нас есть 250 часов на второй иностранный язык. Второй язык, если это не языковая школа, во многом профанация. Дай бог, чтобы у нас был один иностранный хорошо преподавали. Так что я смело два часа заберу — один в 10-м классе, другой час — в 11-м. Второй язык и третий можно и нужно изучать факультативно, но на таком уровне, чтобы и он был бы рабочим по окончании школы». И вот в радио спорили о том, правильно ли это и что ценнее — второй иностранный или астрономия. А я чистил кабачок и думал о том, что по сути это вопрос о том, нужно ли заменять не то на не то и что ценнее — не то или не то.

При обсуждении изменений школьной программы почти всегда упускается одно соображение, которое мне кажется тривиальным до неприличия: нынешние школьники закончат школу не сегодня, а через несколько лет. Первоклассники — через десять. Через десять лет мир будет совершенно другим, и школа должна готовить к жизни в том совершенно другом мире, а не в сегодняшнем (и тем более не в позавчерашнем). Нет смысла давать какой-то фиксированный свод знаний — информация быстро устаревает и становится мусором. Ценной является целостная картина мира, миропонимание. Ценным является мышление (и прежде всего критическое мышление) и умение работать с информацией.

Помните вавилонскую рыбку в «Автостопом по Галактике»? В Skype уже год есть Skype Translator, который переводит на лету с полусотни языков письменно и с 7 языков на слух. Ценность владения иностранным языком для коммуникации, пока что еще высокая, бодро устремилась к нулю. Пора думать о том, чтобы на месте владения иностранным языком (которого школа все равно не давала и не дает) преподавать что-то другое, что встроилось бы в целостную картину мира и помогло ее формированию. Я не знаю, что именно. Что-то, что позволит понять, как устроены языки в принципе, что-то, что поможет познакомиться с их разнообразием. Например, как ни парадоксально, это может быть латынь, которая облегчит освоение научной терминологии. Это может быть эсперанто или токипона. Это может быть курс конструирования языков — что-то содержательно напоминающее материалы книги «Конструирование языков» (готовится к изданию в серии «Постнауки», https://postnauka.ru/library/). В конце концов, если подходить к делу не так радикально, это может быть даже курс того же английского или испанского, но построенный с акцентом не на коммуникацию, а на изучение культуры.

Вернуть в школу астрономию в том виде, как ее преподавали 30 лет назад, тоже особого смысла нет. Приятно, конечно, было когда-то повпечатлять девушку знанием о том, где находится Кассиопея, но нынешняя девушка это быстрее нагуглит, чем вы ей расскажете. С точки зрения формирования целостной картины мира более ценным, мне кажется, был бы предмет а-ля «Астрофизика и космология» — не про карту звездного неба как таковую, а про происхождение и устройство Вселенной. Опять же, это не значит, что про карту звездного неба не надо рассказывать вовсе, — но акценты надо расставлять иначе. Рассказать про черные дыры и нейтронные звезды, про происхождение химических элементов, про фильмы «Гравитация» и «Марсианин», про поиски внеземного разума (благодатная тема в том числе для тренировки критического мышления).

То же самое касается и прочих предметов. Просто эти два сейчас попали в фокус внимания.

Поделиться
Ваш комментарий
адрес не будет опубликован

ХТМЛ не работает

Ctrl + Enter