«Поворотник», 6&@#*!!!

22 января 2013, 11:21
...Мы оба были припаркованы на дороге у детского сада: моя серебристо-голубая «Нексия», а прямо перед ней — молочно-белый «Инфинити» с номером 111. Я включил «поворотник» и стал выворачивать на дорогу. «Инфинити», не включая сигнала поворота, тронулся передо мной, загородив мне путь. Мы проехали метров сто — до перекрестка, где мне нужно было поворачивать налево. Я включил «поворотник» и приготовился к повороту. «Инфинити» притормозил и, не включая «поворотника», принялся поворачивать налево. Я начал поворот вслед за ним, но тут он остановился, включил задний ход и задним ходом на перекрестке принялся разворачиваться.

...Недалеко от этого самого детсада есть Т-образный перекресток, на котором главная дорога меняет направление. Я каждое утро выезжаю на него со второстепенной дороги (с левого «рукава» этой буквы «Т») и поворачиваю направо (на главную «ножку»), а едущие мне навстречу с правого «рукава» перед моим носом поворачивают по главной налево. Из них лишь примерно каждый четвертый обозначает свой маневр включением «поворотника». На днях один из встречных джипов настолько уверенно ехал через этот перекресток прямо, что я чуть было не приступил к своему повороту, однако в последний момент он принялся поворачивать — конечно же, не включая сигнал. Я сориентировался и затормозил, но будь на моем месте менее опытный человек — он мог бы не успеть сориентироваться.

В такие моменты у меня возникает горячее желание выволочь водителя из-за руля и объяснить, что лакированный бок его машины, а также лакированный зад и лакированный нос с понтовым номером целы исключительно потому, что у меня есть привычка к внимательному вождению и 16 лет стажа за плечами.

Мне несколько раз доводилось полемизировать с такими водителями, когда я находился в роли пассажира. Основной их аргумент — это вариации на тему «Ну, я же все вижу и контролирую ситуацию». Я каждый раз отвечал на это в личных обсуждениях, а теперь отвечаю публично — в надежде, что кто-нибудь из этих «орлов» все-таки прочтет мой текст.

Дорогие мои, «контролирую ситуацию» — это иллюзия! Это не вы так филигранно просчитываете ситуацию — это другие водители, руководствуясь правилом 3Д («Дай Дураку Дорогу») или просто интуицией и привычкой к осторожности, создают тот запас надежности, который вы безрассудно расходуете. Вы не «круты» — вы самонадеянные идиоты. Не надо брать на себя ответственность за всю ситуацию — научитесь сначала ответственно и как следует выполнять то, за что вы и так в ответе.

Если вы вообще в курсе, что у вас под рулем есть такой специальный рычажок, и если вы им пользуетесь хотя бы время от времени — приучите себя включать «поворотник» всегда, даже во дворе. Вам же будет проще — доведенный до автоматизма навык избавит вас от необходимости задумываться: «Я контролирую ситуацию — или все же стоит включить?»

Психологи подтвердят: недостаток критического отношения к собственным действиям — характерный признак так называемого «внешнего локуса контроля», или, говоря обыденным языком, склонности объяснять свои проблемы внешними обстоятельствами. И в полном соответствии с этим горький опыт показывает, что на деле, случись что, те самые люди, которые «ну я же контролирую ситуацию», первыми начинают кивать на других и, как весьма образно говорят мои коллеги на своем профессиональном жаргоне, «сливать ответственность».

Включить «поворотник» при маневре — это пустяковое действие, которое дает очень много. Если другие водители будут получать от вас ясные сигналы и им не придется догадываться о ваших намерениях по еле заметным движениям корпуса вашей машины, они смогут увеличить запас надежности — а он нужен, очень нужен. Он нужен в первую очередь новичкам на дороге, но он нужен и всем нам. Ведь даже полувековой опыт вождения не гарантирует от ошибок. В конце концов, любая авария происходит из-за того, что в этом месте в этот момент водителям не хватило запаса надежности.


Я пишу об этом потому, что у меня возникает ощущение эпидемии: мода на пренебрежительное отношение к другим водителям, которая в конце 90-х — начале 2000-х пошла на спад, вдруг стала снова набирать обороты. У меня, конечно, нет статистики — только интуитивное чувство. Однако это чувство настолько сильно, что его невозможно игнорировать.

Делаю, что могу.
Поделиться
Ваш комментарий
адрес не будет опубликован

ХТМЛ не работает

Ctrl + Enter