Одаренные дети, или Трава под асфальтом

11 декабря 2008, 19:26
Был когда-то в моей жизни период, когда нетерпеливого любопытства было больше, чем свободного времени:). Тогда я сбивался с чтения книг на чтение предисловий к ним... Интересы случались странные, заносило порой в неожиданные (для меня самого) темы; потом интересы менялись — а непрочитанные книги с прочитанными предисловиями оставались где-то на дальних полках; в памяти же оседали обрывки информации из предисловий.
(Джулиан Швингер — замечательный физик-теоретик, нобелевский лауреат и один из создателей квантовой электродинамики — как-то сказал, что поставил мировой рекорд по числу недописанных первых глав. А у меня вот — мировой рекорд по числу недочитанных предисловий:).)
Недавно наткнулся на одну из таких книг — и вот с удовольствием выписываю оттуда фрагмент, который многажды цитировал по памяти:
...Затем начинаются трудности, связанные с повышенной познавательной активностью одаренного малыша. Такая активность имеет много неприятных последствий: сломанные телефоны и электроприборы, разобранные часы и швейные машинки — все, что попадется под руку одаренному ребенку, может стать предметом его ненасыщаемого любопытства. Эта черта вызывает неудовольствие родителей.

Психологам в их практической деятельности часто приходится сталкиваться с подобными вопросами. Вспоминается семья, которая обратилась ко мне за психологической консультацией. Основная проблема этой семьи заключалась в том, что 6-летняя девочка доставляла родителям много хлопот своим постоянным любопытством: в доме не осталось ни одного прибора, которого бы не коснулась рука ребенка. Но последнее, что переполнило чашу терпения родителей, был мотор грузового автомобиля (отец девочки работал шофером грузовика), который ребенок почти полностью разобрал. «Откуда только силы взяла, чтобы открутить гайки, ведь я их так сильно затягивал», — сокрушался отец.

В.М.Слуцкий. Предисловие к книге «Одаренные дети» (М.: Прогресс, 1991)

Эта история кажется невероятной. Когда я прочитал ее впервые — она такой мне и показалось. Однако с тех пор у меня появились дети:). Старший из них, когда ему еще не было года, за часовую поездку в прогулочной коляске умудрялся пальчиками открутить гайку страховочной планки, которую я завинчивал плоскогубцами. Результат, немыслимый для взрослого человека!

Подозреваю, дело тут в том, что в этом возрасте нет непременного сознательного стремления к результату и как следствие — нет неудачи, уничтожающей мотивацию. Ребенок не знает о том, что у него ничего не получится (вывод, который взрослый обычно делает после дюжины-другой неудачных попыток), упорно продолжает — и оно в конце концов получается, потому что каждое усилие на самом деле сдвигало эту гайку, на какой-то жалкий микрон — но сдвигало. Так сквозь асфальт прорастает трава, которая тоже не знает, что это невозможно.

Как бы научиться иногда быть травой? Или хотя бы годовалым ребенком?:)
Поделиться
2 комментария
Алексей Копылов
Да, дети они такие. Из моих детских подвигов — разобрал примерно 3 будильника, один луноход и несколько вездеходов. Самое лучшее, что удалось разобрать — это фотоаппарат Смена 8, когда еще был в детском саду. Труднее всего дался объектив, очень зараза крепко свинчен. Очень понравились уменьшающие линзы из видоискателя. Удивляюсь терпению моих родителей, если не оно, то я стал бы сильно другим человеком. Один раз правда попало крепко за разобранный новый калькулятор. Самое интересное, разобрал его не я, а кто-то из друзей или младший брат и было очень обидно за наказание.

Историю же из книги Слуцкого помню, скорее всего в том же 91 году я ее читал, когда у меня родился ребенок.
Xendz
«Смена 8М» — вообще героический фотоаппарат! Я в юности ходил в походы, наш руководитель (учитель географии) брал с собой именно «Смену». Доставал ее из рюкзака, вытряхивал песок — и снимал. И отличнейшие слайды получались, надо сказать! :)

А я вот не помню, чтобы особо что-то разбирал... Хотя, может быть, у родителей моих на этом месте были бы другие воспоминания... :)
Winnie Pooh
Пара альтернативных объяснений открученной гайки на коляске.
1. Во время езды из-за вибрации гайка слегка отпускается сама. Контрольный эксперимент: повозить коляску без дитенка, но с такой же нагрузкой то же время по тому же пути, а потом попробовать открутить.
2. По крайней мере в первые 2 года жизни память довольно короткая и неудачные попытки быстро забываются, а автоматическая реакция на интересный объект остается: вижу что-то необычное — надо взять и покрутить. Контрольный эксперимент: проследить за временем и стилем откручивания в последовательных попытках; если время будет уменьшаться, то есть память о неудачах; если будут применяться новые стратегии, то есть и память о неудачах, и анализ ошибок, и планирование новых подходов.
Xendz
Ох, методолог! :)

Сейчас уже эти эксперименты не поставишь — можно только предположения строить. Думаю, дело не в вибрации. Вспоминаю, как Вока это делал, — очень отрешенно и задумчиво, как будто в голова занята одним, а пальцы — другим...
Ваш комментарий
адрес не будет опубликован

ХТМЛ не работает

Ctrl + Enter