Ясли редактора: пролегомены и 26 правил

1 июля 2008, 20:43

ПРОЛЕГОМЕНЫ мн.

  1. Рассуждения, имеющие целью дать предварительные сведения о предмете; введение в изучение чего-л.

Грамота.ру


Пять лет работы в издательстве оставили неизгладимый след в моих привычках: с тех пор многие книги я читаю с карандашом в руках, отмечая все недочеты. (Наверное, если бы недочетов не было так много, я бы справился с этим побуждением — или, если угодно, наваждением:).) В результате у меня накопилась коллекция типичных авторских/редакторских промахов. Если решение нетипичных задач — это искусство, то решение типичных задач можно свести к ремеслу, к «дрессируемому» навыку. Так возникла идея серии заметок, в которых разбирались бы часто повторяющиеся языковые ляпы. В качестве общего названия для этой серии напрашивалось неоригинальное «Школа редактора», но, поразмыслив немного, я сначала решил заменить «школу» на «детский сад», а потом и вовсе на «ясли», поскольку речь идет о том уровне, который в нормальной ситуации не должен вызывать у редактора сложностей.

Однако собранные материалы еще надо привести в порядок, а приступить к публикации серии заметок уже не терпится:), поэтому начнем пока с накопленного другими — с прекрасной подборки из 26 правил, где каждое правило само является (анти)примером.

26 правил русского языка

  1. Заменяя существительные местоимениями, позаботьтесь о правильном его согласовании.
  2. Между нас говоря: падеж местоимения тоже важен.
  3. Если Вы хочете использовать глагол, то спрягать его нужно правильно, а не как того захотит автор.
  4. Глагол, кроме того, всегда должны согласовываться в числе с  существительными.
  5. Не надо нигде не использовать лишних отрицаний.
  6. Плохо зная грамматику, сложные конструкции должны употребляться с  осторожностью.
  7. Kоторые являются придаточными предложениями, составлять надо правильно.
  8. Мы хотим отметить, что менять лицо, от имени которого ведется изложение, автор этих строк не рекомендует.
  9. Что касается незаконченных предложений.
  10. Автор использующий причастные обороты должен не забывать о  пунктуации.
  11. В письмах статьях докладах ставьте запятые при перечислении.
  12. Не используйте запятые, там, где они не нужны.
  13. Вводные слова однако следует выделять запятыми.
  14. Ставьте где надо твердый знак, или хотя бы апостроф: обем статьи так все равно не сэкономить.
  15. Не сокращ.!
  16. Проверьте в тексте пропущенных слов.
  17. Автор должен усечь насчет статьи: хочешь неслабо выступить — завязывай с жаргоном.
  18. Если неполные конструкции — плохо.
  19. Маленькое замечание о повторениях, которые иногда встречаются в  статьях, которые печатаются в журналах, которые издаются у нас и за  рубежом, которые иногда затуманивают мысль, которую хотел высказать автор, о которых мы и хотели сделать это замечание.
  20. По нашему глубокому убеждению, мы полагаем, что автор, когда он пишет статью, определенно не должен приобретать дурную привычку, заключающуюся в том, чтобы использовать чересчур много ненужных слов, которые в действительности совершенно не являются необходимыми для того, чтобы выразить свою мысль.
  21. Используйте параллельные конструкции не только для уточнения, но и  прояснить.
  22. Вотще уповать на то, что архаизмы в грамоте будут споспешествовать пониманию оной.
  23. Метафора — это гвоздь в ботинке, и лучше ее выполоть.
  24. Праверяйте по словарю написание слов.
  25. Неделите не делимое и не соединяйте разно родное, а кое что пишите через дефис.
  26. Штампам не должно быть места на страницах нашей печати.
Поделиться
2 комментария
Дима
Гут
Xendz
В связи с тем, что эта заметка попала в поле зрения спам-роботов, ее комментирование пришлось закрыть :(.
Xendz
Если у вас возникло желание оставить свой комментарий, воспользуйтесь «Книгой жалоб и предложений». Я постараюсь найти время, чтобы перенести его сюда.