Две лошадиных задницы

25 декабря 2007, 12:41
Американские космические челноки снабжены твердотопливными ускорителями (попросту говоря, двигателями) диаметром около 5 футов. Конструкторы хотели бы сделать эти двигатели больше, но не смогли. Почему?

Дело в том, что эти ускорители производятся на заводе компании Thiokol в штате Юта и доставляются на космодром по железной дороге, проходящей по узкому горному туннелю, ширина которого по сути определяется шириной железнодорожной колеи — 4 фута 8,5 дюйма. Возникает вопрос: откуда взялось это расстояние между рельсами — 4 фута 8,5 дюйма?

Оказывается, первые железные дороги в США строили английские инженеры — они и позаимствовали английский железнодорожный стандарт. На английские железные дороги этот стандарт был, в свою очередь, перенесен с английских трамваев, которые унаследовали это значение от конки. Однако почему длина оси конки составляла 4 фута 8,5 дюйма?

Вагоны конки изготавливались с помощью тех же лекал и инструментов, что и кареты, поэтому длина их оси совпадала с каретной. А почему кареты имели ось такой длины?

Дело в том, что при такой длине оси каретные колеса попадали в глубокие колеи на старых дорогах Англии. При другом значении кареты часто выходили бы из строя. Однако почему колеи на английских дорогах оказались выбиты именно на таком расстоянии — 4 фута 8,5 дюйма?

Первые дороги на длинные расстояния в Европе (и Англии) строились Римской империей. Ширина колеи делалась такой, чтобы по ней могли легко передвигаться римские боевые колесницы, длина оси которых была... совершенно верно — 4 фута 8,5 дюйма! Но чем определялась эта длина?

В боевую колесницу обычно запрягалась пара лошадей, и 4 фута 8,5 дюйма — это как раз удвоенная ширина лошадиного крупа. Делать ось короче неразумно, потому что колесница становится менее устойчивой, а при большей длине оси повышается риск поломки (например, при встречном разъезде).

Вот и ответ на самый первый вопрос: даже теперь, когда человечество вышло в космос, его наивысшие технические достижения напрямую ограничиваются размером лошадиной задницы две тысячи лет назад.
P.S. В поисках первоисточника этого замечательного текста я докопался до статьи на сайте отделения IEEE в Хантсвилле. Оказывается, всё всерьез.
Поделиться
Ваш комментарий
адрес не будет опубликован

ХТМЛ не работает

Ctrl + Enter